Реновация промзон и проекты, стартовавшие в докризисные времена, привели к перенасыщению рынка, однако девелоперы продолжают строить и надеются на «долларовых» покупателей
В столичном сегменте новостроек бизнес-класса наблюдается явное затоваривание. В прошлом году девелоперы проявили небывалую активность, выводя на рынок все новые и новые проекты, работа над которыми началась еще в докризисные времена. Эта тенденция продолжается до сих пор: по данным компании Welhome, только в первом квартале 2016 года рынок пополнился четырьмя жилыми комплексами и еще четырьмя корпусами в уже существующих ЖК.
Таким образом, в Москве представлено 62 проекта, относящихся к бизнес-классу, в которых к продаже предлагается 11,7 тысячи лотов, общей площадью 840 тысяч квадратных метров. Эксперты отмечают, что на долю квартир здесь приходится 68% от общего объема предложения, а остальное выставлено в формате апартаментов.
Резкое увеличение объема предложения специалисты связывают с реновацией промзон, многие из которых находились в районе Третьего транспортного кольца.
Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании «Химки Групп»:
«Многие из новых столичных проектов позиционируют себя в бизнес-классе, при этом стартовые цены, по которым они выводятся на рынок, находятся на верхней границе комфорт-класса. Именно это позволило новым столичным проектам, срок реализации которых 3-5-7 и даже 9 лет, конкурировать как со столичными, так и с подмосковными проектами, которые уже дошли до более высокой строительной стадии и поэтому стоят дороже. Произошло не столько перетекание спроса в более низкие ценовые классы, сколько его размывание по большему количеству новых проектов на фоне общерыночного сокращения. Платежеспособного спроса больше не стало, а вот «очередь из проектов» на этот спрос теперь гораздо длинней».
Объекты бизнес-класса в основном сконцентрированы на севере, северо-западе и юге столицы, при этом самые дорогие проекты традиционно расположены в центре. Стоимость жилья в зависимости от его локации, может существенно отличаться. К примеру, если в СЗАО цена 1 кв. метра недвижимости этого сегмента стоит 188,9 тысячи рублей, в ЗАО это уже 230 тысяч рублей, а в ЦАО и того больше — 315 тысяч рублей. Впрочем, эти данные в ближайшее время могут существенно скорректироваться по мере строительной готовности проектов.
Кризис и, как следствие, существенное сокращение спроса, вынуждает застройщиков подстраиваться под требования потенциальных покупателей. Например, оптимизируя площадь и планировку лотов таким образом, чтобы их стоимость стала более доступной. В итоге, бизнес-класс по многим характеристикам становится практически неотличим от комфорт-класса, стараясь держать марку за счет локации и архитектуры.
Анастасия Могилатова, генеральный директор компании Welhome:
«В среднем в квартал в жилом комплексе реализуется 9% квартир от общего количества лотов, поступивших в продажу в данном комплексе. В зависимости от различных факторов, например, местоположения, объема жилого комплекса, темп продаж может быть как выше, так и ниже рассчитанных 9%. Более высокими темпами реализуются проекты опытных девелоперов, имеющих многолетний опыт работы с жилыми проектами и пользующихся доверием покупателей. Наибольший объем квартир и апартаментов реализуется на начальной стадии строительства, а также монтажа средних и верхних этажей. Проходя активную фазу строительства объекта, объемы продаж начинают замедляться. На стадии внутренних работ и благоустройства территории в успешном проекте нераспроданными остаются порядка 15-20% от общего объема квартир».
Но даже в такой ситуации девелоперы, успевшие приобрести земельные участки под застройку, не могут затягивать с началом работ: при новых градостроительных и налоговых требованиях это не просто невыгодно, но и рискованно. К тому же у них пока есть надежда на покупателей, хранивших свои сбережения в долларах и все еще желающих вложить их в недвижимость.
В столичном сегменте новостроек бизнес-класса наблюдается явное затоваривание. В прошлом году девелоперы проявили небывалую активность, выводя на рынок все новые и новые проекты, работа над которыми началась еще в докризисные времена. Эта тенденция продолжается до сих пор: по данным компании Welhome, только в первом квартале 2016 года рынок пополнился четырьмя жилыми комплексами и еще четырьмя корпусами в уже существующих ЖК.
Таким образом, в Москве представлено 62 проекта, относящихся к бизнес-классу, в которых к продаже предлагается 11,7 тысячи лотов, общей площадью 840 тысяч квадратных метров. Эксперты отмечают, что на долю квартир здесь приходится 68% от общего объема предложения, а остальное выставлено в формате апартаментов.
Резкое увеличение объема предложения специалисты связывают с реновацией промзон, многие из которых находились в районе Третьего транспортного кольца.
Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании «Химки Групп»:
«Многие из новых столичных проектов позиционируют себя в бизнес-классе, при этом стартовые цены, по которым они выводятся на рынок, находятся на верхней границе комфорт-класса. Именно это позволило новым столичным проектам, срок реализации которых 3-5-7 и даже 9 лет, конкурировать как со столичными, так и с подмосковными проектами, которые уже дошли до более высокой строительной стадии и поэтому стоят дороже. Произошло не столько перетекание спроса в более низкие ценовые классы, сколько его размывание по большему количеству новых проектов на фоне общерыночного сокращения. Платежеспособного спроса больше не стало, а вот «очередь из проектов» на этот спрос теперь гораздо длинней».
Объекты бизнес-класса в основном сконцентрированы на севере, северо-западе и юге столицы, при этом самые дорогие проекты традиционно расположены в центре. Стоимость жилья в зависимости от его локации, может существенно отличаться. К примеру, если в СЗАО цена 1 кв. метра недвижимости этого сегмента стоит 188,9 тысячи рублей, в ЗАО это уже 230 тысяч рублей, а в ЦАО и того больше — 315 тысяч рублей. Впрочем, эти данные в ближайшее время могут существенно скорректироваться по мере строительной готовности проектов.
Кризис и, как следствие, существенное сокращение спроса, вынуждает застройщиков подстраиваться под требования потенциальных покупателей. Например, оптимизируя площадь и планировку лотов таким образом, чтобы их стоимость стала более доступной. В итоге, бизнес-класс по многим характеристикам становится практически неотличим от комфорт-класса, стараясь держать марку за счет локации и архитектуры.
Анастасия Могилатова, генеральный директор компании Welhome:
«В среднем в квартал в жилом комплексе реализуется 9% квартир от общего количества лотов, поступивших в продажу в данном комплексе. В зависимости от различных факторов, например, местоположения, объема жилого комплекса, темп продаж может быть как выше, так и ниже рассчитанных 9%. Более высокими темпами реализуются проекты опытных девелоперов, имеющих многолетний опыт работы с жилыми проектами и пользующихся доверием покупателей. Наибольший объем квартир и апартаментов реализуется на начальной стадии строительства, а также монтажа средних и верхних этажей. Проходя активную фазу строительства объекта, объемы продаж начинают замедляться. На стадии внутренних работ и благоустройства территории в успешном проекте нераспроданными остаются порядка 15-20% от общего объема квартир».
Но даже в такой ситуации девелоперы, успевшие приобрести земельные участки под застройку, не могут затягивать с началом работ: при новых градостроительных и налоговых требованиях это не просто невыгодно, но и рискованно. К тому же у них пока есть надежда на покупателей, хранивших свои сбережения в долларах и все еще желающих вложить их в недвижимость.