С 1 ноября в центре Москвы стартовал эксперимент по платной парковке. Пока в зону эксперимента попала всего 21 улица ЦАО столицы: Петровка, Каретный ряд, а также прилегающие к ним переулки и бульвары. Однако со следующего года все улицы внутри Бульварного кольца станут платными для парковки автомобилей, с 2014 года — бесплатно нельзя будет припарковаться внутри Садового кольца, а начиная с 2016 года — во всем центральном округе
Больше всего этот эксперимент затронет жителей самого центрального округа. В качестве преференций они получили право оставлять машины бесплатно лишь в ночное время с 20.00 до 8.00. Получается, что если автомобиль весь месяц просто простоял у дома, то его владельцу придется заплатить 18 000 рублей. Может ли платная парковку снизить привлекательность и цену жилья в центре столицы? Может ли сложившая ситуация привести к новому витку миграции бедных жителей ЦАО за пределы Садового кольца? Эти вопросы портал ГдеЭтотДом.РУ задал экспертам рынка недвижимости.
Руководитель службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome Татьяна Шарова:
— К сожалению, с каждым годом ЦАО становится (обходится) все дороже для жизни «обыкновенных», простых жителей. Строятся новые элитные дома с «заоблачными» ценами на квартиры, открываются магазины и рестораны премиум класса, появляются новые частные школы, детские сады, медицинские учреждения, и в первую очередь все это ориентировано на одних из самых состоятельных людей города. Перечисленные факторы значительно удорожают уровень жизни и увеличивают цены на потребительском рынке. Что касается создания платных парковок в ЦАО, то, вероятнее всего, данная инициатива не окажет существенного влияния на жителей округа, для большинства из них оплата парковочного места не станет непосильной ношей, которая может спровоцировать «старожилов» покинуть свой родной район.
Генеральный директор агентства недвижимости TWEED Ирина Могилатова:
— Такие причины не могут послужить поводом для переезда жителей ЦАО в другие районы Москвы. Как правило, люди уезжают из центра очень неохотно. К тому же, я вообще не верю в серьезность инициативы с платной парковкой для всех без исключения. Это абсурд. Потому что жители домов обязаны иметь право припарковать свою машину рядом с домом. Такого нет ни в одной стране! Даже для состоятельных граждан 50 рублей в час за паркинг — это дорого!
Генеральный директор «МИЦ—Девелопмент» Сергей Хорошков:
— Нововведение по-разному отразится на различных сегментах жилья. В результате ограничения количества бесплатных парковочных мест в историческом центре столице исчезнут припаркованные в несколько рядов машины, что благоприятно отразится на улучшении экологической обстановки в центре города. Поэтому ликвидность элитных домов внутри Садового кольца, обеспеченных собственными парковками, возрастет. Что касается остальных сегментов недвижимости, то данная мера приведет к снижению их потребительских характеристик. Однако и в этом вопросе все очень индивидуально, поскольку большинство людей переселяются в центр только для того, чтобы не зависеть от личного автотранспорта. Безусловно, с введение данной меры рынок жилья ЦАО «не встанет», однако на поиск покупателя или арендатора будет уходить больше времени.
Руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов:
— Состав населения центрального округа крайне неоднороден. Тут проживают либо очень богатые и состоятельные граждане либо те, кому квартира досталась по наследству и коренные жители. Как правило, уровень достатка первой категории жильцов сильно отличается от остальных, так как их скорее можно отнести к малоимущим. Для коренных жителей-пенсионеров, проживающих в ЦАО, введение платных парковок не существенно, так как они не пользуются личным автотранспортом. Другое дело, что социальных супермаркетов и социальных магазинов шаговой доступности в центре действительно нет, и пенсионерам приходится проделать определенный путь, для того, чтобы купить продукты. Однако, в основном все те, кого не устраивает жизнь в центре, уже давно переехали в более комфортное и просторное жилье спальном районе, продав свою квартиру, так как спрос и цены на такую недвижимость колоссален. Оставшиеся же мирятся с подобной ситуацией, и переезжать из самого престижного района столицы, по-видимому, не собираются. На мой взгляд, только введение платных парковок мало повлияет на желание местных жителей сменить место прописки. Это может служить дополнительным стимулирующим фактором, если они уже об этом задумывались, но не более.
Управляющий партнер компании EliteCenter Карен Мелконян:
— Платные парковки вряд ли смогут повлиять на желание или нежелание жителей ЦАО покинуть свой район. Здесь основным фактором являются круглосуточные пробки в центре столицы, из-за которых малообеспеченным гражданам приходится ехать две остановки на общественном транспорте 1,5 часа. А к этому вопросу автоматически прирастает кипа проблем, связанных с запаркованными на тротуарах автомобилями, из-за которых приходится выходить на проезжую часть, гололед и неправильная система укладки тротуарной плитки, из-за чего центр просто затапливает в периоды выпадения сильных осадков.