Всегда есть очень состоятельные интроверты, предпочитающие клубные дома, кроме того масштабные элитные проекты требует, как минимум, много места, которого в пределах Бульварного кольца нет. А это значит, что клубные дома «будут жить вечно».
История появления элитных клубных домов в Москве начинается с 90-х годов, в принципе, как и история всего рынка недвижимости. Это было время его бурного развития, становления классов и явного желания состоятельных людей жить в домах, которые бы наглядно демонстрировали их финансовые возможности.
У любого времени есть свои атрибуты богатства. Когда-то это было свое поместье и несколько сотен душ крепостных. Потом богатым можно было ощущать себя, если ты имел завод на Урале и собственные дворцы в обеих столицах. Сейчас это пентхаус, вилла у моря, яхта и собственный самолет, возможно, несколько. Время, естественно, накладывает свой отпечаток на этот лист обязательной элитной собственности, но он всегда включает недвижимость. Дом — главная возможность продемонстрировать свое состояние. Кроме того, продуманный и комфортный дом неотделим от понятия благоустроенной жизни, которую и стремятся купить за деньги.
В 90-е годы на рынке элитной недвижимости появились клубные дома: очень дорогие малоквартирные дома, расположенные в самых лучших исторических локациях города. Кроме этого, клубный дом отличался закрытостью, которая не ограничивалась просто закрытой и охраняемой территорией, а касалась всего, даже самого процесса продаж. Далеко не каждый состоятельный покупатель мог приобрести в клубном доме квартиру. Сейчас в это кажется невероятным, но тогда выбирали покупателей, и непонравившимся отказывали. Именно так формировался одинаковый социальный статус жильцов.
Яна Тачалова, директор по маркетингу жилых проектов компании AFI Development, вспоминает:
— От обычных жилых комплексов клубный дом отличался тщательным отбором покупателей. Этих людей должны были объединять схожий социальный статус, уровень дохода, стиль жизни, философия. Подбором жильцов могли заниматься как специально нанятые агентства, так и сам застройщик. Иногда дом полностью выкупался партнерами по бизнесу или членами элитных клубов, и квартиры в таких домах вообще не попадали на открытый рынок.
Ярким примером такого клубного дома, появившегося в конце 90-х гг., был «Агаларов Хаус». Эксперты также вспоминают дом на Косыгина, 19, который изначально строился для членов клуба «Монолит», «Опера Хаус», «Торрис Хаус», «Андреевский дом», «Гранатный,6», «Смоленский бульвар, 24», «Стольник», «Патриарх».
Итак, клубный дом — это, прежде всего, избранность. Но есть и другие атрибуты, о которых рассказала Ольга Парийская, директор по продажам MOSS apartments. Кроме закрытости, клубные дома отличаются месторасположением, малым количеством квартир, эксклюзивностью, инфраструктурой, а также качеством строительства, планировки и отделки.
Удивить элитный рынок чем-то особенным сложно, но достаточно просто удерживать планку на очень высоком уровне и учитывать современные запросы рынка. Например, в 90-е клубные дома выходили на рынок вместе со своей собственной закрытой инфраструктурой. Но время показало неоправданность таких опций. Во-первых, они дороги в содержании, которое, безусловно, ложиться на жителей. Во-вторых, в клубной формате нельзя создать многообразную инфраструктуру. Именно поэтому в настоящий момент клубные дома уступаю по инфраструктуре элитным ЖК, но сегодня от них иного и не ждут. Время трансформировало понятие «клубности».
Влияние времени
Течение жизни меняет все, именно оно и внесло свои коррективы в строительство современных клубных домов. А как иначе? Продукт должен учитывать запросы покупателей, их желания и предлагать немного больше, чем нужно на сегодняшний день. Это особенно важно в сегменте люксовой недвижимости, к которой и относятся рассматриваемые нами дома.
Анастасия Могилатова, генеральный директор компании Welhome, рассказывает:
— Смысл, вкладывающийся в понятие клубного дома, с годами трансформировался. С началом кризиса 2008 года спрос на недвижимость упал, и девелоперы уже не имели возможности проводить подбор будущих жителей ввиду отсутствия достаточного количества желающих приобрести жилье. На смену закрытым продажам пришли активные рекламные кампании проектов с целью привлечения как можно большего количества покупателей. На сегодняшний день элитный клубный дом – это малоквартирный дом, доступный только состоятельным покупателям.
Подбор жильцов в таких домах не проводится, однако действует иной параметр отбора, гарантирующий статусное соседство — высокая стоимость. Если говорить об изначальном понятии клубных домов, то такое явление на сегодняшнем рынке рискованно для девелоперов, так как в условиях большого выбора проектов на рынке есть возможность не продать большую часть лотов. Однако что касается малоквартирных элитных домов, это наиболее статусный формат, который всегда был и будет востребован в высокобюджетном сегменте. Дело в том, что камерность, закрытость дома дает ощущение защищенности, тишины и приватности.
Несмотря на то, что в элитном сегменте стали появляться и такие крупные элитные комплексы, как Knightsbridge Private Park, клубные проекты по-прежнему находят своего покупателя. Среди проектов в реализации на сегодняшний день минимальное количество лотов в доме – 5. Это клубный дом «ПлотникоFF», расположенный в районе Арбат, девелопера «Бэсткон».