Архитекторам предстоит одновременно сохранить и возродить Тверскую и 1-ю Тверскую-Ямскую
Перед участниками конкурса стоит непростая задача — сохранить исторический облик главной улицы Москвы и вместе с тем преобразить, переосмыслить ее. Первый участок Тверской улицы — от Охотного ряда до Пушкинской площади — сегодня уже благоустраивается по проекту международного архитектурно-ландшафтного бюро West 8. По мнению организаторов из КБ «Стрелка», отдельный конкурс на благоустройство второго участка Тверской улицы и 1-й Тверской-Ямской обусловлен тем, что характер этих городских пространств кардинально различается: территория за Бульварным кольцом используется в основном местными жителями и офисными работниками, а проектируемое арх-бюро West 8 пространство больше привлекает туристов.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 28 июня. Победителя определит авторитетное жюри, в состав которого вошли многие известные архитекторы. Имена победителей станут известны 7 июля. Надо отметить, что, помимо славы, участник, занявший 1-е место, получит весомый приз — вознаграждение в размере 826 тысяч рублей, занявшие 2-е и 3-е места получат по 354 тысячи рублей. А пока заявки еще только принимаются, «СГ» спросила архитекторов и экспертов в области офисной и торговой недвижимости, какой они видят обновленную Тверскую?
Так, директор по проектированию Rose Group Сергей Крючков считает, что Тверской не хватает наземных пешеходных переходов со светофорами. «Улица в центре города просто не может быть такой широкой и иметь так мало светофоров, — говорит эксперт. — Существует вредное заблуждение, что расширение проезжей части и организация бессветофорного движения повышает пропускную способность улично-дорожной сети. На самом деле, это не так». Улица — не хайвей, движение на ней обязательно должно идти с паузами, и эти паузы должны быть организованы с определенным ритмом. Поэтому было бы правильно установить промежуточные светофоры между перекрестками, которых на Тверской мало. Это, помимо прочего, позволит связать между собой стороны Тверской, которые сейчас и физически, и визуально разобщены. Генеральный директор Института современной урбанистики Ольга Чудинова напомнила, что когда-то Тверская улица была зеленой, и это как раз то, что непременно нужно возродить.
Глава архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов полагает, что в числе главных задач при благоустройстве Тверской улицы — создание удобного, комфортного и безопасного пешеходного трафика. «С точки зрения пешего маршрута Тверская была неудобна по причине «голых» и достаточно узких тротуаров, — говорит Труханов, — но осуществить это на участке до Белорусского вокзала практически невозможно без сужения полос движения».
Руководитель «Дизайн-бюро № 1» Сергей Петров убежден, что улица мертва без множества магазинчиков, кафе, ресторанов и баров, причем разнообразных как по ассортименту, так и по ценам. Поэтому стоит уже в проекте предусмотреть места под летние рестораны. Необходимо реконструировать козырьки над подвальными помещениями. Важно создать дизайн-код оформления улицы, который должен включать в себя правила оформления фасадов, вывесок, навигации, указателей, входных групп. Причем это не должны быть полностью типизированные нормы, должны остаться возможности для творчества в разработке этих элементов.
«Обязательна велодорожка, так как это исторический район, который должен быть частью интересного большого маршрута велопутешествия по Москве», — считает Петров.
С Петровым солидарен Андрей Хитров, директор по развитию компании Welhome: «После реконструкции пешеходной зоны, высадки дополнительных деревьев и организации зон отдыха вероятно развитие ресторанной составляющей этого участка Тверской улицы, как максимально приближенного к центральным туристическим достопримечательностям, — рассуждает Хитров. — Возможно возвращение на улицу премиальных fashion-брендов, а также развитие туристических объектов, в том числе выставочных залов, музеев, театров, специализированных магазинов».
Впрочем, есть и те, кто скептически относится к планам «реанимировать» Тверскую и Тверскую-Ямскую. Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG, считает, что в результате реконструкции Тверской улицы вряд ли удастся добиться каких-либо положительных изменений. Даже несмотря на увеличение ширины тротуара, благоустройство общественных территорий и высадку деревьев, пешеходный трафик на улице не вырастет. При этом уменьшение ширины полос на одной из главных и наиболее загруженных столичных улиц только усугубит ситуацию с пробками. «На мой взгляд, логичнее было бы «адаптировать» для пешеходов улицы на Бульварном кольце», — говорит Тараненко.
Перед участниками конкурса стоит непростая задача — сохранить исторический облик главной улицы Москвы и вместе с тем преобразить, переосмыслить ее. Первый участок Тверской улицы — от Охотного ряда до Пушкинской площади — сегодня уже благоустраивается по проекту международного архитектурно-ландшафтного бюро West 8. По мнению организаторов из КБ «Стрелка», отдельный конкурс на благоустройство второго участка Тверской улицы и 1-й Тверской-Ямской обусловлен тем, что характер этих городских пространств кардинально различается: территория за Бульварным кольцом используется в основном местными жителями и офисными работниками, а проектируемое арх-бюро West 8 пространство больше привлекает туристов.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 28 июня. Победителя определит авторитетное жюри, в состав которого вошли многие известные архитекторы. Имена победителей станут известны 7 июля. Надо отметить, что, помимо славы, участник, занявший 1-е место, получит весомый приз — вознаграждение в размере 826 тысяч рублей, занявшие 2-е и 3-е места получат по 354 тысячи рублей. А пока заявки еще только принимаются, «СГ» спросила архитекторов и экспертов в области офисной и торговой недвижимости, какой они видят обновленную Тверскую?
Так, директор по проектированию Rose Group Сергей Крючков считает, что Тверской не хватает наземных пешеходных переходов со светофорами. «Улица в центре города просто не может быть такой широкой и иметь так мало светофоров, — говорит эксперт. — Существует вредное заблуждение, что расширение проезжей части и организация бессветофорного движения повышает пропускную способность улично-дорожной сети. На самом деле, это не так». Улица — не хайвей, движение на ней обязательно должно идти с паузами, и эти паузы должны быть организованы с определенным ритмом. Поэтому было бы правильно установить промежуточные светофоры между перекрестками, которых на Тверской мало. Это, помимо прочего, позволит связать между собой стороны Тверской, которые сейчас и физически, и визуально разобщены. Генеральный директор Института современной урбанистики Ольга Чудинова напомнила, что когда-то Тверская улица была зеленой, и это как раз то, что непременно нужно возродить.
Глава архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов полагает, что в числе главных задач при благоустройстве Тверской улицы — создание удобного, комфортного и безопасного пешеходного трафика. «С точки зрения пешего маршрута Тверская была неудобна по причине «голых» и достаточно узких тротуаров, — говорит Труханов, — но осуществить это на участке до Белорусского вокзала практически невозможно без сужения полос движения».
Руководитель «Дизайн-бюро № 1» Сергей Петров убежден, что улица мертва без множества магазинчиков, кафе, ресторанов и баров, причем разнообразных как по ассортименту, так и по ценам. Поэтому стоит уже в проекте предусмотреть места под летние рестораны. Необходимо реконструировать козырьки над подвальными помещениями. Важно создать дизайн-код оформления улицы, который должен включать в себя правила оформления фасадов, вывесок, навигации, указателей, входных групп. Причем это не должны быть полностью типизированные нормы, должны остаться возможности для творчества в разработке этих элементов.
«Обязательна велодорожка, так как это исторический район, который должен быть частью интересного большого маршрута велопутешествия по Москве», — считает Петров.
С Петровым солидарен Андрей Хитров, директор по развитию компании Welhome: «После реконструкции пешеходной зоны, высадки дополнительных деревьев и организации зон отдыха вероятно развитие ресторанной составляющей этого участка Тверской улицы, как максимально приближенного к центральным туристическим достопримечательностям, — рассуждает Хитров. — Возможно возвращение на улицу премиальных fashion-брендов, а также развитие туристических объектов, в том числе выставочных залов, музеев, театров, специализированных магазинов».
Впрочем, есть и те, кто скептически относится к планам «реанимировать» Тверскую и Тверскую-Ямскую. Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG, считает, что в результате реконструкции Тверской улицы вряд ли удастся добиться каких-либо положительных изменений. Даже несмотря на увеличение ширины тротуара, благоустройство общественных территорий и высадку деревьев, пешеходный трафик на улице не вырастет. При этом уменьшение ширины полос на одной из главных и наиболее загруженных столичных улиц только усугубит ситуацию с пробками. «На мой взгляд, логичнее было бы «адаптировать» для пешеходов улицы на Бульварном кольце», — говорит Тараненко.