Почему в России не модно «зеленое строительство», ComEstate.ru, 26 августа

99% зданий Москвы небезопасны. Во всяком случае, с экологической точки зрения. Не более 1% объектов коммерческой недвижимости имеют «зеленые сертификаты». О том, как «зеленое строительство» повышает капитализацию бизнеса и когда в России начнут строить с учетом «светового загрязнения» и прочих диковинных для отечественных девелоперов стандартов, выяснил портал ComEstate.ru.

До 40% экономии на «коммуналке»

За что может оштрафовать сотрудника работодатель в России? За что угодно, только не за окно с не задвинутыми шторами или с не опущенными жалюзи. На Западе же многие компании обязывают сотрудников тщательно следить за жалюзи, дабы электрический свет, исходящий из офисов, не нарушал биоразнообразия за окном. Солнечные батареи, обеспечивающие потребность в электричестве, вторсырье как строительный материал, очищенная дождевая вода в качестве водоснабжения – технологии, ставшие на Западе привычными, имеют все шансы быть реализованными в нашей стране, но не при нашей жизни. Во времена кризиса, да и без него, в условиях, когда приемлемые сроки окупаемости - 3, максимум 5 лет, в то время как на Западе - 7-10 и более лет, говорить о массовых вложениях в «зеленые» технологии, удорожающие строительство и обещающие «мифические» миллионы в будущем, не приходится.

«Девелоперы не задумываются, что вложения в «зеленое строительство» на первоначальном этапе не превышают 5% от стоимости проекта, а ежегодная экономия на коммунальных расходах может составлять до 40%», - говорит генеральный директор ООО «Зеленый Офис» Екатерина Кузнецова.

Но кого это может волновать, если раньше рынок во многом жил по принципу «построил-продал», «построил - накрутил по максимуму арендную ставку», а сегодня главные потребители «зеленых офисов» - западные компании - дружно побежали из России?

Самые «зеленые» здания России

Наиболее распространенные международные системы сертификации - LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) и BREEAM (BRE Environmental Assessment Method). LEED разработал в 1998 году Американский совет по экологическому строительству. Оценка производится с позиций энергоэффективности и инноваций, уменьшения воздействия на окружающую среду.

BREEAM – британская система, создана в 1990 году Ведомством по исследованиям в строительстве. Объекты оцениваются по критериям: энергия, транспорт, безопасность жизнедеятельности, вода, материалы, утилизация отходов, загрязнение и т.д.

Российские «Зеленые стандарты» предъявляют более щадящие требования к объектам. На данный момент в России, как отмечает руководитель направления экологических инноваций компании JLL Ксения Агапова, по отечественному стандарту здание должно иметь так называемый энергопаспорт. Однако для соответствия международным экологическим нормам этого не достаточно: в западных странах для оценки энергоэффективности создают трехмерную модель объекта и тестируют ее в приближенных к реальности условиях с учетом работы всех внутренних инженерных систем здания.

Как отмечает Алексей Гарстуков, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Welhome, в Москве по системе LEED сертифицированы офис Deutsche Bank, офис JLL в БЦ «Вивальди Плаза», БЦ Mebe One Khimki Plaza, головной офис Siemens, распределительный центр Oriflame. По системе BREEAM сертифицировано гораздо больше объектов, в числе которых БЦ «Японский Дом», БЦ Ducat Place II, Ducat Place III, БЦ «Белая Площадь» и другие. Олимпийские объекты в Сочи возводились с применением «Зеленых стандартов». Требования российской системы учитываются при проектировании зданий в инновационном центре «Сколково».

Ксения Агапова уточняет, что офис компании JLL сертифицирован одновременно по двум системам - LEED и BREEAM, а БЦ «Ленинский проспект, 119» сертифицирован по немецкой системе DGNB. Директор по маркетингу Mirland Development Елена Валуева добавляет, что ее компания первой в России построила в Санкт-Петербурге жилой комплекс «Триумф Парк» в соответствии со стандартами BREEAM, где организован раздельный сбор мусора, что совершенно не типично для жилых домов в России.

Статистические данные приводит директор по развитию RD Management Александр Устинов: на начало 2015 года в Москве по международным стандартам BREEAM и LEED сертифицировано 43 объекта, из них 25 — по BREEAM и 18 — по LEED. В Московской области по системе BREEAM сертифицировано 9 объектов, по LEED – 5.

В общей сложности на Москву и Московскую область приходится 60% от общего количества сертифицированных объектов. На втором месте Санкт-Петербург — 18 объектов: 7 - по BREEAM и 11 - по LEED. Замыкает российскую тройку лидеров Сочи: 7 сертифицированных зданий.

Дорого-зелено!

В России, как отмечает Ксения Агапова, работает достаточно много международных компаний с продуманной экологической политикой, которая включает в себя раздельный сбор отходов, установку энергоэффективной офисной техники, экономного освещения, водосберегающей арматуры в санузлах и т.д. Штаб-квартиры международных компании, открывая офисы в других странах, ставят условия арендодателю или продавцу офисных площадей – здание должно быть сертифицировано. В России обязательные требования к сертификации офисов выдвигают, по словам Ксении Агаповой, JLL, Marks & Spencer, Decathlon, British American Tobacco, Procter & Gamble и многие другие компании.

Директор департамента коммерческой недвижимости компании Praedium Алла Глазкова уточняет, что аренда офисных помещений в эко-бизнес-центрах, как правило, является одной из наиболее дорогостоящих на рынке - базовая ставка от $750 за кв. метр в год.

Наличие «зеленых сертификатов» зачастую принципиально для иностранных компаний или отечественных предпринимателей, имеющих партнеров за рубежом, - резюмирует Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор».

Как сделать офис «зеленым»?

Не так давно в России появилась новая версия «Зеленого стандарта», которая позволяет получить сертификат не на все здание, а на отдельный офис. Как отмечает топ-менеджер компании «Зеленый Офис», работа по улучшению «экологичности» офиса всегда индивидуальна, но есть общие рекомендации для всех:

- переход на раздельный сбор отходов,
- экономия воды (специальные насадки, датчики на смесителях),
- отказ от бутилированной воды и кулера - переход на фильтры,
- отказ от пластика, никакой одноразовой посуды, минимум пластиковой упаковки при закупках.
- использование многоразовых катриджей и установка экономной печати на принтерах,
- энергоэффективная техника и оборудование, использование пилотов, датчиков движения, светодиодов, а еще лучше системы освещения, которая автоматически выравнивает электрическое освещение в зависимости от уровня освещенности за окном.

Кстати, зимний сад в офисе или деревянная мебель – по западным меркам не всегда признак экологичности пространства. К примеру, если вам везут в офис тропические растения из другого конца света, при транпортировке остается углеродный след, а это вредит планете. Деревянная мебель может также стать причиной отказа в получении сертификата. Вы уверены, что древесина, использованная при производстве стула или стола, законная и ее заготовка проходила в соответствии с международными стандартами FSC?

«В Москве ряд объектов, не получивших сертификацию, все-таки использует «зеленые» технологии, - говорит собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. - На рынке есть примеры, когда компания-арендатор, приверженная «зеленым» ценностям, заказывает дизайн-проект, полностью соответствующий требованиям одной из международных систем сертификации (при том, что само здание может требованиям и не соответствовать). Есть и обратные примеры: при неправильной эксплуатации и недостаточной «экосознательности» арендатора вполне возможна ситуация, когда «зеленое» здание утратит соответствие требованиям сертификации».

Жаль только — жить в эту пору прекрасную…

В своих оценках, когда в России «Зеленая сертификация» станет обязательной, эксперты проявляют осторожность. «До массового применения сертификации в России еще идти не одно десятилетие, - констатирует Алексей Гарстуков, - Все дело в отсутствии квалифицированных специалистов. Кроме того, требуется переориентация производственных предприятий на применение экологичного подхода и выпуска соответствующих материалов для их последующего использования в «зеленом» строительстве».

Более оптимистично высказывается Ксения Агапова: «На рынке в данный момент имеется около пяти игроков. В 2014 году, после бурного роста новых компаний, предлагающих услуги по сертификации, началось их сокращение. Сертификация зачастую является лишь одним из направлений деятельности компании, которое сейчас заморожено. Но в будущем смело можно ожидать нового витка роста сертифицирующих организаций».

В среднесрочной перспективе мы придем к обязательной «Зеленой сертификации», - уверен Александр Устинов. «Для проведения массовой сертификации необходим регулирующий орган. Мы можем пойти по пути адаптации одного из признанных международных стандартов, как это произошло, к примеру, в Норвегии (BREEAM Norway)».

Возможно, повсеместное использование «Зеленых стандартов» спровоцирует более понятная русскому человеку тяга к экономии. Елена Валуева отмечает, что в «зеленых зданиях» и «зеленых офисах» оптимизация эксплуатационных расходов может составлять миллионы рублей в год, и эта цифра будет только расти с учетом постоянного повышения тарифов ресурсоснабжающих организаций.