Элитный рынок всегда живет по своим законам. Здесь своя аудитория, свой темп продаж. Загородная «элитка» не является исключением.
Рынок недвижимости развивается уже около двадцати лет, за это время он претерпел немало исключений. Изменился, естественно, и элитный рынок загородного жилья. Если раньше это были коттеджи на Рублевке, всем своим видом демонстрирующие небывалый достаток хозяина, то сейчас на место богатству все же приходит стиль. Роскошь совсем не обязательно должна слепить глаза. Сегодня рынок элитных коттеджей из разряда чего-то экзотического и редкого переместился в четко обозначенный загородный сегмент, имеющий общие для всех правила и понятия.
Татьяна Шарова, руководитель службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome, отмечает на ноябрь этого года на Изображение: Метаморфозы загородного элитного рынка первичном рынке загородной недвижимости Подмосковья представлено 32 элитных поселка, в рамках которых на продажу предлагаются преимущественно коттеджи. 34 % от общего объема всех элитных поселков расположены на Новорижском шоссе. Наименьшее количество – на Калужском, там сосредоточено всего 6 % . Максимальная цена одного квадратного метра на сегодняшний день достигает 10 000 – 15 000 долларов. Самыми дорогими являются элитные поселки «Довиль», Parkvill Жуковка и «Жуковка XXI».
Как известно, рынок всегда отвечает запросам покупателей, следовательно, за любыми изменениями рынка стоят изменившиеся предпочтения клиентов. Как же поменялся покупатель самых дорогих коттеджей?
Специалисты компании «САПСАН» утверждают, что за двадцать лет, прежде всего, изменилось юридическое отношение клиентов к сделке. «Покупатели 90-х годов прошлого века не слишком усердствовали в изучении подробностей содержания договоров. Мало того, вполне возможен был и вариант понятийных отношений, совсем без всякой бумажной возни. Забавно, что планировки домов рисовались на тетрадном листке, и часто заменяли собой проекты», – вспоминает руководитель департамента продаж, член Совета директоров ГК «САПСАН» Изображение: Метаморфозы загородного элитного рынка Валерий Хлебутин.
Современные же покупатели, наоборот очень тщательно изучают юридический аспект сделок. Негативный опыт долгостроев и других «казусов» рынка недвижимости все же научил этому всех. Теперь потенциальные клиенты тщательно выясняют, с кем они имеют дело, какова история застройщика, изучают проектные документы и другие бумаги, необходимые для сделки.
Кроме этого изменились и архитектурно-планировочные пристрастия покупателей. По словам Валерия Хлебутина, для покупателей образца 90-х самой очевидной точкой отсчета была малогабаритная «хрущевка», и все, что строилось или приобреталось за городом, должно было триумфально побеждать этот ненавистный формат: «Размеры комнат, высота потолков, количество помещений, пышность убранства фасада - всего должно было быть как можно больше. Карикатурность итоговых решений, запечатлена в красном кирпиче домов-гигантов по любому подмосковному направлению. При этом запросы заказчика отличались крайней наивностью и дилетантизмом: люди хотели иметь потолки не ниже, чем в Зимнем дворце, но при этом желателен был подвал для хранения картошки». Сейчас требования изменились. Современный элитный дом у нас мало чем отличается от подобного в Канаде, Швеции и Германии. Специалисты рынка отмечают некую унификацию требований. В настоящий момент такие покупатели Изображение: Метаморфозы загородного элитного рынка предъявляют высокие требования к качеству строительства, внешнему виду дома, современной инфраструктуре, комфортной внутренней атмосфере коттеджного поселка и социальному статусу соседей.
Однако есть и то, что не изменилось за все это время. Специалисты компании «САПСАН» отмечают, что неизменным осталась сама ценность покупки загородного дома. И тогда, и сейчас приобретение «серьезного» загородного дома – это поворотный момент в истории семьи, «переход человека в иное качество». Кроме этого, этот «поворотный момент» никак не связан с возрастом покупателей. Это всегда были разные клиенты: и молодые, и не слишком, и семейный пары, и одиночки, и семьи с детьми. Однако, по мнению Татьяны Шаровой, в подавляющем большинстве все же элитные коттеджи приобретаются семейными мужчинами в возрасте от 35 до 55 лет. Обычно это люди, которые имеют собственный бизнес, а также крупные банкиры, топ-менеджеры промышленных компаний, звезды шоу-бизнеса и государственные чиновники. В основном это москвичи, покупателей из регионов здесь немного.
Итак, рынок не стоит на месте. Он меняется благодаря своим покупателям. И стоит заметить, что изменения эти явно к лучшему.