Центр столицы уже давно стал брендом, за который нередко приходится переплачивать. Бесспорно, «бренд» удобный — здесь и близость основной инфраструктуры, и самые известные достопримечательности, и модные развлечения, чаще всего и место работы. Но центр, как известно, не резиновый. Для тех, кто не готов переплачивать за жилье в ЦАО, РБК daily попыталась выяснить, какие близлежащие районы города, формирующие своего рода «первую линию от центра», могут принять москвичей и гостей столицы.
Жилье от Садового до Третьего транспортного, естественно, дешевле квартир в историческом центре города (см. таблицу), при этом оно расположено близко к центру, имеет хорошую транспортную доступность и не столь высокую плотность застройки по сравнению с центральными районами. По данным аналитической группы корпорации Barkli, разница цен на вторичном рынке центра и близлежащих районов доходит до 35%.
«Районы, которые находятся между границей ЦАО и Третьим транспортным кольцом, можно считать «золотой серединой» Москвы. Это уже не центр с его высокими ценами, плотной застройкой и колоссальной нагрузкой в виде бесконечного потока машин, которая отрицательно сказывается на экологической обстановке. Но и спальными данные районы не назовешь», — отмечает генеральный директор «Метриум Групп» Мария Литинецкая.
Эксперты сходятся во мнении, что основное преимущество «околоцентральных» районов — транспортная доступность. В большинстве проанализированных районов располагается множество крупных магистралей, которые либо уже реконструированы, либо ожидают обновления в самое ближайшее время. Многие районы могут похвастаться наличием сразу нескольких станций метро и давно сложившейся инфраструктурой. Здесь располагается множество детских садов, школ, больниц, спортивных учреждений, современных торговых и деловых центров и т.д.
Однако у «первой линии от центра» участники рынка выделяют и ряд недостатков — низкокачественная застройка, наличие промзон. «Отдельным районам необходима комплексная работа по выводу промышленных предприятий и реконструкции, чтобы покупатели могли рассматривать их как альтернативу смежным центральным районам. Причем с учетом масштаба промышленных территорий, например в Нижегородском, Южнопортовом, Даниловском районах, Лефортове, возможность повышения их конкурентоспособности появится не ранее чем через пять-семь лет», — считает руководитель службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome Татьяна Шарова. С одной стороны, промышленные территории негативно сказываются на имидже территорий в целом.
В то же время это делает «первую линию от центра» весьма перспективной с точки зрения девелопмента, строительства новых объектов — как коммерческих, так и жилых, особенно учитывая то, что в Москве и так осталось крайне ограниченное количество свободных участков. Как напомнила Мария Литинецкая, власти сейчас осуществляют программу по выводу производственных предприятий за пределы города и реорганизации бывших промзон.
Лидерами с точки зрения комфортности проживания, по мнению экспертов, являются районы Дорогомилово, Донской и Беговой. «Именно здесь практически нет действующих промышленных предприятий, зато присутствует высокоразвитая социальная и бытовая инфраструктура. Дорогомилово и Донской вдобавок могут похвастаться наличием крупных парковых зон на их территории или в непосредственной близости, что для столицы с ее непростой экологической обстановкой сегодня крайне важно», — объясняет свою позицию г-жа Литинецкая.
«Если Беговой и Дорогомилово, расположенные близко к ММДЦ «Москва-Сити», наибольшим спросом пользуются у бизнес-покупателей, то Донской район больше востребован у семейных покупателей с детьми за счет близости к парковой зоне», — продолжает директор департамента продаж жилой недвижимости компании Blackwood Оксана Дивеева. Татьяна Шарова добавляет, что престижность Дорогомилова и Донского района определяется близостью к статусным транспортным магистралям города — Кутузовскому и Ленинскому проспектам.